Наблюдение за природой: прогулки с детьми, ведение дневника погоды, живые и неживые объекты исследования

12.03.2021

Методики раннего развития помогают детям тренировать мелкую моторику, узнавать названия предметов и явлений, которые окружают малыша. Но чтобы это развитие было гармоничным, добавьте в график занятий наблюдение за природой. Ведь многое из того, с чем вы знакомите ребёнка, когда занимаетесь, нагляднее показывать в реальности, чем на картинке. Чем ещё хороши такие занятия, рассказываем в статье.

В чём польза

Детям в окружающем мире интересно всё, поэтому они с удовольствием исследуют его и взаимодействуют с ним. Малыши ощущают себя частью природы и чувствуют, что она живая. Поддержите исследовательский интерес ребёнка: расскажите про необычные природные явления, про растения и животных, которые встречаются в вашем крае. Найдите их вместе с малышом и понаблюдайте, как растут деревья и меняется поведение птиц и зверей от сезона к сезону.

Такую на самом деле серьёзную работу дети будут воспринимать как игру. Поэтому они легко запомнят то, что узнают. Кроме расширения кругозора такие занятия помогают не заскучать на прогулке детям и взрослым, а также найти объединяющее хобби.

С чего начать

С регулярных прогулок. Сначала это может быть двор и ближайший сквер. А когда там уже не останется неисследованных объектов, начните выезжать за город. Такие вылазки пополнят копилочку общих впечатлений и сплотят вас с ребёнком ещё больше.

Во время прогулок не спешите. Дошкольники в силу своего психического развития и жизненного опыта не могут ещё осознавать причинно-следственные связи так, как это делаем мы, взрослые. И если, например, ребёнок вдруг зависает перед восхитившей его веточкой или птичкой, не торопите его и постарайтесь не подсказывать, что важно, а что нет — пусть он сам решит это.

Лайфхак: если исследовательский интерес настиг ребёнка по дороге в садик, а времени утром на созерцание нет, договоритесь с малышом, что вечером вы не будете спешить и подгонять его, а в выходные специально пойдёте на прогулку, например в ближайший парк, чтобы посмотреть, как ведут себя птицы, белки, как меняются деревья и пр.

Наблюдения можете фиксировать в дневнике погоды. Распечатайте и используйте наш шаблон или придумайте собственный. Такие занятия помогут систематизировать увиденное, научат уделять внимание деталям. Эти навыки пригодятся ребёнку в школе.



Что ещё можно сделать

  • Почитать вместе народные приметы, понаблюдать, работают ли они сейчас.
  • Изучить, какие животные и птицы обитают в вашем регионе. Каких из них можно встретить в городе, а кто живёт только в дикой природе.
  • Позаботиться о птицах: например смастерить и повесить скворечник и кормушки. Расскажите, почему это важно делать в холодное время года, особенно в начале весны. Такая забота помогает детям развить способность к эмпатии, а значит, стать более дружелюбным в общении и со взрослыми, и со сверстниками.
  • Вырастить растение самостоятельно и узнать, насколько в природе всё взаимосвязано (расскажем в следующем выпуске, следите за обновлениями).

Позаботиться о птицах

Несколько интересных фактов про птиц — расскажите их ребёнку

  • Учёные палеонтологи считают птиц мутировавшими потомками динозавров. Доказательства тому — найденные окаменелости птиц, которые жили во времена динозавров.
  • Галка и ворона относятся к певчим птицам, хотя их пение не так благозвучно, как у дрозда или соловья.

  • Уличные голуби способны запасать еду внутри себя как хомячки.
  • Самое большое гнездо, сооружённое птицей, весит 2,7 тонны. Такое гигантское жилище построили белоголовые орланы в 1960-х годах в Калифорнии (США).
  • Перья птицы весят больше, чем её кости.

Что почитать по теме


Теперь вы знаете, как можно совмещать развивающие занятия и наблюдение за природой. Скоро расскажем, зачем ребёнку своя клумба и как забота о ближайшем сквере сделает мир лучше. Не пропустите обновления.